В большинстве современных ансамблей комбинация ударных, баса, гитар, перкуссии и клавишных составляет ритм-секцию, которая задает ритмическое и гармоническое направление звучания группы. В особенности для баса и барабанов, одна из самых сложных вещей — это понять, как взаимодействовать друг с другом и создавать музыку, которая звучит и работает определённым образом.
Во время написания музыки, может быть непросто соблюсти баланс между партиями ударных и баса так, чтобы они были одновременно предсказуемыми, интересными, и, конечно же, создавали плотный грув, потому что у вас есть очень много вариантов и возможностей. Сперва очень непросто бывает понять, что именно надо делать и как это повлияет на музыкальную составляющую вне ритм-секции.
Начнём с того, что разберём некоторые ошибочные представления о связке басиста и барабанщика, том, что в английском языке называется метким выражением «locking in». Русскоязычные музыканты чаще говорят, что басист и барабанщик «попадают друг в друга». Это выражение обозначает, что партии баса и ударных ритмически синхронизируются определённым образом в конкретном произведении. Чуть позже мы разберём на примерах как можно подойти к одному и тому же груву с разных сторон, сохраняя это взаимодействие.
Вот два самых распространенных ошибочных представления, касающихся грува между басом и ударными:
- Басист должен следовать за барабанщиком, в то время как последний может играть всё, что пожелает. Или наоборот.
Бездумное следование за другим музыкантом добавляет лаг (задержку) в вашу игру. Сперва вы слышите, что сыграл ваш коллега, анализируете это, а потом пытаетесь быстро сыграть что-то «в тему». Это работает только в том случае, когда вы на 100% уверены в своих реакции и тайминге и хорошо знакомы с материалом. Тогда вы можете адаптироваться к изменениям на лету.
В других случаях, вы как бы следуете за другим человеком в кромешной тьме, слепо надеясь на то, что он знает что делает. Будьте осторожны и не потеряйте друг друга :)
Для того, чтобы играть надёжно и создавать прочный фундамент для звучания группы, каждый должен нести индивидуальную ответственность за свои тайминг, интонацию и знание материала в целом. В то же время, каждый музыкант — участник коллектива и должен знать как его партия работает в составе целого, чтобы быстро ориентироваться в случае непредвиденных обстоятельств.
- Попадать друг в друга — значит играть в идеальной синхронизации один и тот же ритм такт за тактом.
Несмотря на то, что моменты абсолютно слитного звучания баса с ударными часто необходимы для мощного, сплоченного звучания песни, абсолютная синхронизация на протяжении всего произведения нужна далеко не всегда, даже если вы играете музыку в духе Rammstein. Музыканты тоже люди, им нужна свобода самовыражения, возможность наполнить партии своим характером и креативными идеями. Кроме того, небольшие расхождения партий ритм-секции создают моменты напряжения и разрешения, что всегда привлекает слушателей и является краеугольным камнем всей музыки вообще. Чаще всего ритм-секция достигает необходимой вариантивности своего звучания создавая части с более и менее плотным звучанием грува.
Для дуэта басиста и барабанщика эта ситуация очень похожа на бег с другом по очень узкой тропинке. Бежать рядом не получится — на двоих места не хватит, так что здесь важно решить кто бежит первым, контролировать расстояние между вами, а иногда, возможно, поменяться местами. Главное — не толкаться и помогать товарищу, если он столкнулся с какой-то проблемой.
Хорошая ритм-секция активно слушает друг друга, как бы ведёт свой разговор, не перебивая общий настрой произведения, давая достаточно свободы другим музыкантам и, конечно, чётко синхронизируясь когда это необходимо.
Есть множество подходов к тому, как построить взаимодействие в ритм-секции.
Давайте посмотрим, какие возможности открываются вам в практически любой музыкальной ситуации.
Игра в клик
Точность вашего внутреннего метронома имеет очень большое значение, особенно при игре с другими музыкантами и создании различных грувов от песни к песне. В сочетании с гармонией и мелодией, контроль над расположением нот в ритмической сетке позволит вам создавать музыку с уникальным настроением. Вот несколько вариантов расположения нот относительно клика метронома:
- Игра вперёд клика (on top of the beat) — энергичное, движущее звучание, ощущение увеличения темпа.
- Игра точно в клик (in the middle) — сильное, плотное, сбалансированное звучание.
- Игра с оттяжкой (behind the beat, laid back) — игра с небольшой задержкой. «Ленивое», расслабленное звучание.
Несмотря на то, что все эти варианты можно использовать в любом жанре музыки в любом темпе, есть некоторые общие рекомендации, как получить определённое ощущение грува, исторически закрепившееся за различными жанрами. Вперёд клика чаще всего играют поп-рок, поп-панк, кубинские мотивы. Чёткая игра в клик характерна для электронной музыки, фанка и тяжёлых стилей. Оттяжка используется в хип-хопе, ритм-н-блюзе, новоорлеанском стиле.
Чувство
Чувство в музыке — то, как ощущается грув. Часто под этим подразумевают течение грува от ноты к ноте. Прямой грув чувствуется как равномерное движение вверх и вниз, подобно тиканью часов или щелчкам метронома. Свингованый грув больше похож на поездку на автомобиле с колёсами овальной формы. Он не ровный, но постоянный, так что вы всё ещё можете качать под него головой и другими частями тела :)
Важно понять, что нет тумблера, который включает и выключает свинг в музыке. Грув может иметь как совсем немного свингованый характер, где одна доля смещается практически незаметно, так и напоминать бешеную езду по кочкам, как например Pride and Joy Стиви Рэя.
Чувство сложно определить словами, проще всего его понять, попытавшись прислушаться и разобраться слышите вы что-то ровное или нет. Например, Billie Jean имеет очень прямой грув, а Higher Ground значительно более свингованый. Вы слышите?
Динамика
Динамика играет огромную роль в создании грува басистом и барабанщиком. Во-первых, слушая друг друга, они могут варьировать громкость совместного звучания. Чтобы проверить, насколько текущий уровень громкости подходит музыкальному отрывку, задайте себе вопрос: «Могу ли я расслышать каждую ноту, которую играет ритм-секция?» Если нет, вероятно они играют слишком тихо или слишком громко.
Ориентироваться можно также на громкость вокала. Куплеты обычно имеют тенденцию звучать тише припевов. Всегда соотносите громкость ритм-секции с громкостью звучания остальных инструментов в коллективе.
Здесь также очень важен индивидуальный подход каждого участника коллектива к каждой ноте в своей партии. Абсолютно ровное звучание всех нот чаще создает гораздо меньше грува, чем динамичная партия с выраженными акцентами.
Химия
Вы можете оказаться в ситуации, когда вы достаточно хорошо изучили манеру исполнения каждого участника группы, качественно выучили все партии, но всё равно что-то как будто не работает. Здесь вступает в игру такой, достаточно абстрактный, но вполне реальный аспект взаимодействия музыкантов, как химия. Чаще всего под этим подразумевают умение участников музыкального коллектива взаимодействовать только посредством музыки, чувствуя и предугадывая действия друг друга. Когда между музыкантами складываются такого рода взаимоотношения, отпадает необходимость в долгой подгонке партий и «сыгрывании», они начинают создавать качественную музыку здесь и сейчас. Не существует советов как развить это качество специально. Больше играйте с другими музыкантами и получайте опыт, с ним всё придёт.
Аранжировки
Практически каждый грув можно сделать очень простым и очень комплексным. В сложной музыкальной ситуации ритм-секции лучше играть что-то достаточно простое, чтобы оставить больше пространства для других инструментов. Но если у вас есть возможность придумать интересную фишку, которая будет взаимодействовать с партиями других инструментов, то воспользуйтесь ею, главное — знать меру и не пытаться играть всё, что вы умеете сразу.
Помните, что у ритм-секции в музыкальном коллективе особая роль. Басист и барабанщик создают основу музыкального материала, как мясо создаёт бульон, который, если добавить ещё несколько ингредиентов становится супом. В большинстве ситуаций лучше сделать более простой в техническом отношении грув, а затем работать над ритмом, чувством и динамикой. И только в самом конце — может быть! — добавить в него каких-то ярких деталей, чем наворотить сложных партий, которые не будут работать как следует в контексте группы.
Играйте меньше, да лучше!
Материал подготовлен специально для вас редакцией сообщества Музыканты России.